Сайта кӗр | Регистраци | Сайта кӗрсен унпа туллин усӑ курма пулӗ
 +10.3 °C
Ӗнен сӗчӗ чӗлхе вӗҫӗнче.
[ваттисен сӑмахӗ]
 

Agabazar: Великий чувашский историк

Agabazar01.03.2018 15:5315174 хут пӑхнӑ

Василий Димитриевич Димитриев (1924-2013).

Называть этого человека "великим чувашским историком" я совсем не боюсь. Не преувеличение это. Очень даже великий человек. Так назвал я его ещё в 2013-м году, сразу после смерти Василия Димитриевича.

В.Д.Димитриев являлся действительно блестящим историком. Тут никаких сомнений нет. Но это не значит, что у него всё абсолютно гладко и ясно до всех мелочей. Так не бывает.

С уверенностью можно сказать, что он никогда не ошибался. Почти никогда не ошибался. В общем-то, могли быть ошибки по второстепенным и третьестепенным вопросам. Но, в основном, действовал правильно. Понимал цену публичного слова и поэтому попусту не бросался им. Каждое своё слово предварительно досконально выверивал. Был очень осторожным и дотошным на этот счёт.

Тем не менее и у него встречались некоторые сомнительные вещи. Вот о них хочу сейчас немножко поговорить.

Но сначала о том, как к ним следует относиться. У любого человека, как бы он ни старался, случаются минуты расслабленности, когда неохота слишком вдаваться в подробности, нет особого желания ломать голову. Потому что невозможно в течение всей жизни находиться в напряжении. Сложно всё время держать себя, так сказать, в тонусе. Вследствие чего появляется, откуда ни возьмись, стремление рубить сплеча. Тем самым иногда отправляется Городу и Миру, вольно или невольно, ложный месседж. Некий подвох. Наигранный тезис. Окружающие люди относятся к этому по разному. Некоторые — с пониманием. С осознанием того, что и на старуху бывает проруха. К сожаленью, есть и такие, кто выпячивает такие моменты. Возводит их во что-то невообразимое. Вот именно ради того, чтоб такая болезнь не распространялась, не давала страшные метастазы, и следует поговорить насчёт таких моментов Димитриевского наследия.

— Василий Димитриевич говорил, что четыре пятых населения Волжской Булгарии после Батыева нашествия было уничтожено. Теперь все, кому не лень, повторяют это. А зря. Тут имеется подвох. У меня на этом сайте по этому вопросу была специальная статья.

— На средневековой карте Фра-Мауро имеется город Веда-Суар. Кажется, на это одним из первых обратил внимание тоже В.Д.Димитриев. Но говорить о том, что здесь мы имеем дело безусловно с предшественником Чебоксар — пока рано. Потому что точные координаты Веда-Суара не известны. Его местоположение мы знаем только приблизительно. Не говоря уже о том, что для этимологизации этого топонима пока нет достаточных данных.

— Великий историк не являлся "суваристом". Но он не очень хорошо понимал опасность указанного явления. Поэтому к упражнениям харьковчанина А.П. Ковалевского относился некритично, терпимо. Мне, с высоты сегодняшнего дня, кажется, что суваризму следовало сразу дать по рукам и срезать явление на корню. Ну а теперь имеем то, что имеем.

— Далее. Вот ныне существует концепция происхождения этнонима чӑваш от слова ҫӑваҫ. Как известно, Василий Димитриевич ко всему этому относился негативно. То есть отрицательно. Во всяком случае, не одобрял. Не восторгался. Не бросал в воздух шляпу. Потому что ему мерещилось в основе понятия ҫӑваҫ "страшное" слово "ҫӑва". На самом деле здесь, в этой концепции, это "страшное слово" присутствует только одним боком. Но, тем не менее, противники указанной концепции теперь активно используют указанное случайное высказывание великого историка.

 

Отдельно следует сказать о человеческом наследии В.Д.Димитриева. Прежде всего об учениках. Кто продолжает нынче его дело? Есть ли вообще таковые? В связи с этим хочу привести слова известного удмуртолога В.В.Напольских.

Формально у меня есть двое защитивших кандидатскую диссертацию бывших аспирантов. Сейчас я аспирантов не держу, вышел из совета и не желаю принимать в этом участие, в этой всей комедии, еще с 1990-х гг. я это решение, собственно говоря, принял. Ну и плюс к тому, не держу аспирантов по той простой причине, что ну а куда я этих людей потом буду девать? Поскольку количество рабочих мест для ученых и преподавателей только сокращается, т.е. если я буду плодить кандидатов наук, пусть даже хороших и умных, этим кандидатам наук просто негде будет работать. В городе Ижевске однозначно негде. Мне-то негде работать, не то что этим людям. Соответственно, зачем я буду заниматься производством людей, которые потом будут испытывать большие проблемы? Ну и плюс к тому, в общем, честно говоря, за последние 20 или 15 лет мне не попадалось людей, которых я бы хотел иметь своими учениками. Понимаете, найти хорошего учителя трудно, но хорошего ученика найти еще труднее, это еще Конфуций сказал. Так что я, в общем, и претендентов-то не видел подходящих.

Это был ответ Владимира Владимировича Напольских, известного российского этнолога, этнографа, этноисторика, лингвиста, одного из крупнейших финноугроведов Европы, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, профессора, старшего научного сотрудника Института социальных коммуникаций при Удмуртском госуниверситете.

Вопрос ведущим специалистом КОГКУ "ГАКО" Алексеем Леонтьевым (город Киров) был задан в такой формулировке: У Вас есть ученики, последователи?

Применительно к чувашским условиям всё это выглядит тоже таким же образом. Хороших рабочих мест для хороших историков в Чувашии мало.

А теперь зайдём вот с какой стороны. Хорошо В.В.Напольских, он не удмурт, а русский. Поэтому может посчитать, что у него, возможно, никаких моральных обязательств по отношению к коренному народу нет. Он как бы вполне может честно становиться в ту позу, которая описана в его словах (см. выше). Как говорится, после него, образно говоря, хоть трава не расти, хоть потоп. А каково тем, кто, по идее, всё-таки должен думать и о таких вещах?

 
Редакцирен: Статьяна вырнаҫтарни редакци автор шухӑшӗпе килӗшнине пӗлтермест.

Комментари:

Agabazar // 2456.33.1711
2018.03.06 23:40
Agabazar
Господин Мефодьев,
ну что за приворот?
Сначала утверждаете, что "никакой концепции "происхождения этнонима чуваш от çăваç"нет и быть не может". Это ваши слова.

А потом сразу же, как ничего не бывало, начинаете излагать ту самую... "концепцию", очевидно, придуманную самим же...

Так есть концепции или нет концепций?

Тут вы людей на понты не возьмёте. Ваши фокусы не пройдут.

Если считаете, что концепций нет и не может быть, тогда зачем сами придумываете их?
Николай Мефодьев // 9259.3.8429
2018.03.07 05:40
Не путайте причину со следствием.До вхождения в состав Московии чуваш (чюваша) это -первый,начальник,воин ,ведущий.Вероятнее всего с времен военной реформы Сахиб-Гирея чюваши стали "популярны". Первые сведения о чувашах появляются именно с этого времени. Вероятнее всего первые чюваша это болгарское население и пришлые воины -инструкторы. Хан пытался создать класс воинов -профессионалов . Возможно что даже что при Улу Мухаммеде "чюваш(чăваш)" уже применялся как название сословия. Курбский пишет "черемисса горная чюваша зовомая", к этому времени крымское первоначальное "чауш" произносился и на новый лад как "чюаш" или "чюваш-чăваш". Такой переход вполне предсказуем. Чауш (яуш,явуш,явăш) сохранился и до настоящего времени в названиях населенных пунктов.
Николай Мефодьев // 9259.3.8429
2018.03.07 06:27
Акапасара савӑнтарма калам. Чӑвашсен ӗлӗк,ачасенне ҫӳҫ каснӑ чухне ҫӳҫ пӗрчисем хӑвармалли йӑла пулнӑ ,запорожский казаксен чубсем евӗр. На удачу,телейлӗ тата тухӑҫлӑх палли пулнӑ пулас ҫав йӑла. Чуб тени те малтанрах урӑхларах илтӗннӗ.Мӗн пулса тухать "буквально"? Буквально чюваша тени чюб-аша пекех - телейлӗх тата тухӑҫлӑх паллине пуҫ ҫинче ҫуҫ пӗрчисем "персонифицировать" тунӑ. Чӑвашӑн юмахри паттӑрсен пекех вӑйӗ тата телейӗ ҫӳҫре пулнӑ.Ҫавӑнпа та шакля ҫӳремен. Ҫӳҫ пӗрчи(чуб) те пуллин хӑварнӑ. Кам калӗ япӑх верси тесе. Анчах Акапасар ан савӑн,ку япала "основной верси" ҫумне хушса калани кӑна пулать. Тӗрлӗ халӑх тӗрлӗ вӑхӑтра чӑваш сӑмаха тӗрлӗрен ӑнланни кӑна пулать. Чăваш сăмаха телейлĕ ача ,телейлĕ çын тесе ăнлантарма пулать. Чи малтанхи пĕльтерĕш çавăн пек пулма пултарать. Ырă ,тухăç, телей чăвашсен ахальтен мар ашшĕ -амăшĕ,ăшă сăмахсемпе çывăх. Зоростризм вăхăтинчи е татах та маларах пулма пултарать.
Agabazar // 2413.87.9643
2018.03.07 07:48
Agabazar
Атя, яра пар ĕнтĕ Меххочăх: ыттисем сана кура чухлама хăнăхĕç: мĕн вăл Троллинг?
Хăйне кура ку тĕлĕшпе практикăлла сапат пулĕ...
Геннадий. // 1648.12.9739
2018.03.07 08:06
Кто автор статьи?
Николай Мефодьев // 9259.3.8429
2018.03.07 18:31
Мĕн каллех "троллинг"? Филологсем исторксене вĕрентме тытăнни вара айванлăх. Пăнчĕсем тĕрĕс лартнине тĕрĕслесен сантан çитет пулĕ. Дмитриев ăçта йăнăш çырнине филологсем ăçтан пĕлчĕр ?
Agabazar // 2413.87.9643
2018.03.07 19:07
Agabazar
Тавай, тавах, Меххочăх, тăс хăвăн Троллинг тĕлĕшпе пуçланă "мастер-класна".

Пăс кăларса ĕçле.
Agabazar // 2413.87.9643
2018.03.07 19:07
Agabazar
Тавай, тавах, Меххочăх, тăс хăвăн Троллинг тĕлĕшпе пуçланă "мастер-класна".

Пăс кăларса ĕçле.

Дубль пек ан курăнтăр тесе малалла калама тивет. Меххочăх, луччĕ çынсене çăпата мĕнле тумалли пирки тĕплĕн ăнлантарса пар-ха. Вара кăштах усси пулĕ.

Атту тултаран кунта тĕрлĕрен çÿп-çап.
Микула // 9259.3.8429
2018.03.17 10:21
Çÿппи -çаппи пирки калаçиччен А.К.Пасарăн малтан кандидатскийне кăтартас пулать. Унта чăннипех çÿппи чылай пулĕха ? Эп каланине вара халиччен "хирĕçлекен" пулманха. Не может быть тенисĕр пуçне хирĕçле аргументсем илсе паракан çук пулас.
Agabazar // 2134.98.3843
2018.03.17 14:51
Agabazar
Василий Димитриевич Димитриев аслă (хăватлă) историк е аслă историк мар?

Ку статья акапасар пирки мар. Ку статья В.Д.Димитриев пирки.

Хăш енчен чышать сана Ваççилий Димитриччă?

Страницӑсем: 1, [2], 3

Комментариле

Сирӗн ятӑp:
Анлӑлатса ҫырни:
B T U T Ячӗ1 Ячӗ2 Ячӗ3 # X2 X2 Ӳкерчӗк http://
WWW:
ӐӑӖӗҪҫӲӳ
Пурӗ кӗртнӗ: 0 симв. Чи пысӑк виҫе: 1200 симв.
Сирӗн чӑвашла ҫырма май паракан сарӑм (раскладка) ҫук пулсан ӑна КУНТАН илме пултаратӑр.
 

Эсир усӑ курма пултаракан Wiki тэгсем:

__...__ - сӑмаха каҫӑ евӗр тӑвасси.

__aaa|...__ - сӑмахӑн каҫине тепӗр сӑмахпа хатӗрлесси («...» вырӑнне «ааа» пулӗ).

__https://chuvash.org|...__ - сӑмах ҫине тулаш каҫӑ лартасси.

**...** - хулӑм шрифтпа палӑртасси.

~~...~~ - тайлӑк шрифтпа палӑртасси.

___...___ - аялтан чӗрнӗ йӗрпе палӑртасси.

Orphus

Ытти чӗлхесем

Баннерсем

Шутлавҫӑсем